На главную

Трудные раздумья

Две фотографии, два лица одного и того же человека - но как различна внутренная наполненность устремлений!

"Вечная тревога, труд, борьба, лишения - это необходимые условия, из которых не должен сметь выйти хоть на секунду ни один человек, - писал Толстой в письме, - только честная тревога, борьба - труд, основанный на любви, есть то, что называют счастьем. ...Бесчестная тревога, основанная на любви к себе - это несчастье. Вот вам в самой сжатой форме перемены во взглядах на жизнь, произошедшие со мной в последнее время. Мне смешно вспоминать, как я думал, как и вы, кажется, думаете, что можно устроить счастье и честный мирок, в котором спокойно, без ошибок, без раскаяния, без путаницы жить себе потихоньку и делать, не торопясь, аккуратно, все только хорошее. ...Нельзя. Все равно, как нельзя не двигаясь, быть здоровым."

Если предположить, что судьба любого человека есть сумма двух составляющих - внешнего окружения и внутреннего развития, то надо признать, что Льву Николаевичу Толстому выпала редкостная доля. Редкостная в сочетании дарованных судьбой милостей и глубоких скорбей. Писатель от рождения обладал богатством, знатностью рода, жадным к восприятию знаний умом. Однако, словно в обмен за полученные блага, судьба отняла у него главное детское счастье - подрастать в лучах родительской любви и заботы. В возрасте двух лет мальчик остался без матери, в девять лет - без отца. Дополняя несчастья семьи, год спустя умерла бабушка Пелагея Николаевна Толстая, взявшая пятерых детей на воспитание. Горькое слово "сирота" сделало из ребенка взрослого, живущего своим умом человека. Мир сотворен Богом и поэтому не может быть недобрым, - думал мальчик. Мир должен существовать и развиваться по законам добра и взаимного уважения. Потребность в любви, так присущая детскому серцу, научила чувствовать ее в малейших ее проявлениях. Добро есть производная любви, а любовь всегда созидающа.

Участие в кавказких делах и Крымской войне открыло другую сторону жизни. Оно утвердило Толстого в мысли о том, что война - это зло, это -"такое несправедливое и дурное дело, что те, которые воюют, стараются заглушить в себе голос совести". Существование зла в мире - следствие деятельности людей. Оно возникает там, где ничто не делается из добрых побуждений. Зло взращивается в отрицании высших нравственных идеалов, зло - это разрушение всего, созданного добром и любовью.

"Вчера разговор о божественном и вере навел меня на великую громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта - основание новой религии, ...не обещающей будущего блаженства, но дающей блаженство на земле". - среди кровавых зрелищ севастопольских сражений писатель мечтал сформулировать такие истины, соблюдение которых обеспечило бы человечеству счастливое существование! Должны же люди научиться жить для счастья! Сколько ж можно убивать друг друга? Когда же мощь человеческого разума будет направлена на созидательную работу создания благополучной жизни, а не на ее разрушение? "Привести эту мысль в исполнение, я понимаю, ...могут только поколения, сознательно идущие к этой цели".

Здесь надо сделать пояснение. Мечтая создать новую религию, Толстой имел ввиду вовсе не создание новой системы обрядов, молитв или церковных канонов. Писатель твердо верил в существование истинных и высших ценностей жизни, которые познаются трудным путем внутреннего самоусовершенствования. Он искал и хотел найти такое сочетание религии, науки и философии, которое в равновесном гармоничном сочетании побуждало бы человека к духовному развитию.

Задача трудна, но и Толстой упорен.

На главную

Hosted by uCoz