На главную

Пробуждение силы

Толстой похож на зодчего, возведшего громадный дом - многоэтажный, обширный по площади, поражающий воображение величеством массы. Невозможно не заблудиться в его лабиринтах, закоулках, переходах, коридорах - то открывающих великолепные залы, то увлекающих в темноту подвала. Писатель высказывает свои взгляды по разным вопросам человеческой деятельности, высказывает открыто и старается предельно точно выявить проблему. Мысль, высказанная публично, по мнению Толстого, во многом "уже осуществлена", так как стала частью внутреннего мировоззрения читателя. Рано или поздно она проявит себя.

"Люди, связанные друг с другом обманом, составляют из себя как бы сплоченную массу. Сплоченность этой массы и есть зло мира. Вся разумная деятельность человечества направлена на разрушение этого сцепления обмана".

Как будто что-то ищется, определяется слепым ощупыванием, приближается так реально чувственно, что кажется - разгадка близка, но нет - ткань проблемы расползается и то, что осязалось только что материальной плотью свернулось опять в таинственную, непостижимую суть. Как Эйнштейн, задумавший одним математическим законом выразить единство всех протекающих в мире процессов, так и Толстой стремится выразить гармонию жизни, определить зависимость одних процессов от других. Путь ошибок полезен для изучения, но не он есть зерно истины, он только траектория развития ее.

"История человечества наполнена доказательствами того, что зло может быть побеждено только добром", а потому, по мнению Толстого, "чтобы жизнь была хорошая, надо жить хорошо... Уничтожить насилие можно только тем, чтобы не делать насилия".

Все великое просто. Самые трудные задачи зачастую разрешаются простой формулировкой, иногда настолько очевидной, что по признании их еще долгое время сохраняется чувство удивления. Каждая наука располагает подобными фактами, философия среди них - не исключение. Формулы истины в философии излагаются не в виде математических формул, а в виде нравственных законов существования человеческого общества в целом. Эти законы, изложенные в виде заповедей, лежат в основе мировых религиозных учений. Что же нового внес Толстой в сокровищницу философской мысли?

Ко всему тому, что выработало человечество за долгий период своего существования, Толстой добавил редчайшую по чистоте мысли и красоте словеской огранки истину: "Делай добро и будь благодарен за это". Она, как новая общечеловеческая заповедь, вознена писателем надо всем, что создано предыдущими поколениями философов, и каждый человек находит в ней свою грань счастья.

Ощущение духовной реальности, единая связь внешнего мира с миром внутренним, хоть и противоречивым в несоблюдении требований разума и чувств, но стремящемуся к развитию, оказалось пойманным врасплох точным словом писателя. Пойманным, выявленным и вознесенным на вершину духа.

На главную

Hosted by uCoz