На главную

Делай добро и не давай себе в том послабления

Ум заурядный, неразвитый спросит, непременно спросит - зачем делать добро, если взамен не получаешь вознаграждения?

Добро - понятие философского плана. Оно изначально предполагает неполучение ответного дара. Вознаграждение за сделанное доброе дело сразу превращает высшую духовную категорию в заурядную платную услугу.

Дальнейшие рассуждения обычно развиваются так: я работал, старался, заработал копеечку, на эту копеечку купил пирожок и отдал его сироте. Совершил добрый поступок. Кого я должен благодарить? И за что? Это мне должны быть благодарны!

Подобные высказывания можно услышать часто. Ошибочность их состоит в том, что при поиске ответа из круга исследуемого вопроса начисто исключается то обстоятельство, что человек изначально, при рождении наделен определенным количеством предоставленных ему благ. Он обретает родителей, бабушек, дедушек, многочисленных родственников, лелеющих его, ухаживающих за ним. Они учат ребенка в школе, помогают обустроить семейное гнездо, зачастую передают в наследство многое из того, что было накоплено предыдущими поколениями. И все это добро (как в философском смысле, так и в виде материальных богатств) - ему, любимому имяреку, достается бесплатно.

Человек рождается в определеной среде, в определенном социальном окружении, становится гражданином страны, хранителем традиций предков, хозяином земли, - той, за возможность жить на которой, сражались на поле брани многие поколения соотечественников его.

"Не покидай жизненного пира, не расплатившись по поданному счету" - мудрая фраза эта неизбежно порождает вопрос - а где брать то, что необходимо отдать?

Если человек приходит в этот мир должником, предоставлены ли ему возможности для возврата долга? Да, - отвечают мировые религии, - предоставлены. Человек награжден жизнью. Он, как высшим даром, наделен разумом. Ценность существования каждого конкретного человека определяется не тем, сколько гражданин оставил себе на обеспечение проживания, а тем, сколько он отдал на благо общественного устройства.

Нравственность и мораль, первоначально закрепленные в релизиозных заповедях, направлены на развитие в человеке лучших качеств.

Перед совестливым сознанием неизбежно возникнет и такой вопрос - а кому я должен отдавать? Те, кто воспитавал, учил, лечил, наставлял - умерли, следовательно, возвращать долг некому. Нет, это не так. "Совершеннейший из людей тот, кто любит всех ближних своих и делает добро без разбора, хорошие они или дурные", - так сказал Магомет, потому что "добро - это прекрасное в действии" ( Жан-Жак Руссо).

В последние десятилетия жизни Толстой вновь и вновь возвращается к трудным вопросам своей "религии".

Как всю пестроту, все разнообразие жизненных устремлений, переживаний, страстей осмыслить рациональным умом, способным отстраниться от самого себя, как свести в единую закономерность многочисленное проявление свойств жизни, увидеть в ней некую обобщающую суть? Как свести воедино мудрость мировых религиозных учений, нравственные искания философов и человеческую непредсказуемую натуру? Как найти формулу совершенства, способную стать залогом грядущего счастья для всего человечества?

"Не думай никогда, что ты не любишь или что тебя не любят. Это только нарушена чем-то всегда существовавшая и существующая любовь между тобой и людьми, и тебе надо только постараться устанить то, что нарушает эту вечно связывающую между собой людей любовь - которая всегда есть". (дневник 03.11.1893г.)

Проповедь добра, проповедь любви, изливающаяся из души Толстого, как из кратера вулкана, заполняет поры жизни настолько полно, что сила ее движения вытесняет из окружающего пространства существование зла. "Насилием бороться с насилием, значит, ставить новое насилие на место старого". Борьба с насилием возможна только ненасилием, тем, чтобы самому не творить насилия, и опорой здесь для человека становятся внутренние нравственные устои. Признание проблем добра и зла, жизни и смерти, права и долга, свободы и ответственности, сочетания интересов общества и индивидуума помогают человеку достичь такого гармоничного существования, в которой насилие становится чуждым элементом и отторгается его неприятием.

Толстой не уставал предостерегать от применения ответного насилия. О тщетности и бессмысленности всех попыток насильственного переустройства общества он говорил не раз. Изменение социальной среды возможно только вследствие внутреннего самоусовершенствования каждого члена общества. Упругая сила убеждения, столь же значительная, сколь незаметная, способна исправить, по мнению Толстого, заблуждения души и утвердить новые истины в законном их положении.

Непротивление злу насилием - это действие пассивной составляющей любви.

"Нет, этот мир ...не юдоль испытаний и перехода в мир лучший, а это один из вечных миров, который прекрасен, радостен и который мы не только можем, но и должны сделать прекраснее и радостнее для живущих рядом с нами и для тех, кто после нас будет жить в нем".

Сделать хорошо бы, но - как? Как, какими средствами лучшее человеческое качество - любовь к ближнему своему создает вокруг себя качественно новое "пространство - такое, в котором можно дышать" (А.Воронин)?

Активная составляющая любви выражена Толстым, как всегда, точно и кратко: "Делай добро и будь благодарен за это".

Делай добро по мере своих возможностей и способностей.
Делай добро и не давай себе в том послабления.
Делай добро и будь благодарен Творцу за то, что тебе есть кого любить, есть о ком заботиться. Благодари судьбу за то, что она избавила тебя от самой горькой участи - от одиночества. Заветные чувства, признательность, любовь, благоговение даются тем, кто любит и на кого направлены нежные чувства. Блистательно явленная в поступке добра суть человека зрелого, разумного не позволяет ему затеряться в сутолоке эпох, не дает угаснуть вечному торжеству жизни!

Это - как дар, как откровение, как благодать, ощущать блаженное счастье постижения глубинных тайн внутреннего мира, чувствовать себя понятым в скрытой сокровенной противоречивости своей и мы, россияне, даже не представляем себе, насколько мы счастливы! Насколько богато и полно раскрыта сущность русской души, отчаянной в горе и не знающей пределов в радости. Как выпукло выявлена великая жизненная сила России! С какой тонкостью и с каким мастерством показана "чистота нравственного чувства" ее народа!

Мы счастливы и имя нашему счастью - Лев Толстой.



Петрозаводск - Москва - Ясная Поляна

Выражаю благодарность сотрудникам Морской библиотеки г. Севастополя, оказавшим помощь и содействие в подборе материалов для данной статьи - Бычкову Анатолию Павловичу, Карповой Светлане Петровне, Бариновой Елене Михайловне, Фудиной Оксане Петровне, Касьяненко Светлане Алексеевне, Сапегиной Валентине Анатольевне.

На главную

Hosted by uCoz