На главную

Училище становится институтом

Страна крепнет, объемы строительства увеличиваются, "сооружение... зданий встречает непрерывный недостаток в архитекторах". По специальному указу от 17 декабря 1842 года (по старому стилю) два образовательных учреждения - Архитектурное училище и Училище гражданских инженеров объединяются в одно Строительное училище с тем, "чтобы в заведении сем приготовлять строителей всех видов гражданских зданий и сооружений".

- Наталия Ивановна, сколько в нем было учеников?

- За период с 1843 года по 1882 год Строительное училище подготовило и выпустило 645 специалистов, большая часть из которых - 481 человек - получили первый разряд.

- Далеко не каждое учебное заведение может похвастаться такими показателями.

- Заслуги были замечены и 27 декабря 1851 года Строительное училище вошло в первый разряд учебных заведений Российской империи, но оно все еще продолжало быть закрытым и строгостей в связи с этим существовало немало. Такое положение сохранялось до отмены крепостного права. В 1865 году Училище перешло в ведение Министерства внутренних дел. Казарменное содержание воспитанников заменили вольным присутствием на лекциях, вместо мундиров ввели гражданскую форму одежды, а взамен военной муштры включили гимнастику. Среди учеников возросло количество разночинцев, поменялся состав руководителей. С 1840 года по 1848 год Училище возглавлял инженер-майор Ф.К. Притвиц, затем его сменил генерал-лейтенант А.Ф. Лишин (1849 - 1874 год), а в 1874 году директором назначили гражданского инженера-архитектора Р.Б. Бернгарда, выпускника Строительного училища 1846 года.

- Как Училище стало Институтом?

- Это произошло в 1882 году. В связи с ростом промышленного производства появилась потребность в строительстве новых видов зданий и сооружений. Стало проявляться отставание в научных исследованиях. Задачи и проблемы, с которыми столкнулись инженеры-строители в своей практической деятельности, требовали принятия масштабного решения, поэтому "Государь Императоръ, по всеподданнъйшему докладу Министра Внутренних Дълъ въ 10-й день Декабря 1882 года, Высочайше соизволилъ на наименованiе Строительнаго училища Министерства Внутренних Дълъ Институтомъ Гражданскихъ Инженеровъ".

- Именно в этот день Государь Император лично посетил именованный его соизволением Институт, и это знаменательное событие увековечено установлением той самой мраморной памятной доски?

- Да, это так. Государь Император посетил Институт Гражданских Инженеров в день открытия нового, вновь построенного здания Института на 2-й Красноармейской улице. Он первым прошел по его парадной лестнице и открыл двери аудиторий. Сегодня это здание знакомо многим. К концу 19 века Институт Гражданских Инженеров стал крупнейшим центром научной мысли в области архитектуры и строительства. Теоретические разработки и практические рекомендации в области строительного искусства, труды по истории и истории зодчества, созданные его специалистами, в значительной степени способствовали прогрессу строительного дела в России.

Улицы Санкт-Петербурга украшают здания, возведенные нашими выпускниками. Многие из них выделяются своими архитектурными качествами, к примеру, Консерватория Русского музыкального общества (В.В.Николя, 1897г.), здание торговой фирмы "Братья Елисеевы" (Г.В.Барановский, 1903г.), Витебский вокзал (С.А.Бржозовский, С.И.Минаш,1904г.), Торговые ряды на Литейном проспекте (Н.В.Ваcильев,1913г.), здание Русского торгово-промышленного банка (М.М.Перетяткович,1914г.), первое здание электростанции на Выборгской стороне (В.В.Чаплин, 1890г.), Училищный дом им. Петра Великого (А.И.Дмитриев,1911г.) и другие.

В том, что любимое детище Петра Первого - город Санкт-Петербург, имеет столь прекрасный облик и считается одним из красивейших городов мира - немалая заслуга целой плеяды замечательных инженеров-строителей.

На главную

Hosted by uCoz