На главную

Описание Вены в очерке А.И.Куприна "Лазурные берега"


http://bse.sci-lib.com
Глава 2. Географическое недоразумение

Европа, если ехать туда, начинается задолго до Варшавы, а если ехать обратно, то она кончается в Границе. …За много станций до Варшавы вы уже видите из окна вагона прекрасно обработанные поля; их ровные квадраты ограничены белоснежными грушевыми и яблонными деревьями. Видите, что фруктовые сады выхолены и сбережены любящими неустанными руками, каждое деревце подстрижено и подрезано, всегда его ствол выкрашен известью. Видите повсюду серебристые, бегущие по скатам ручейки, орошающие сады. Вспаханные поля лежат черные и лоснящиеся, как бархат. Шоссейные дороги сияют своей ровной белизной. Фермы окружены садами и цветниками. Все красиво и опрятно.

В Варшаве вы пересаживаетесь с поезда ширококолейной дороги на поезд узкоколейной дороги, но разницы вы не замечаете. От Варшавы поезд сопровождает австрийская военная прислуга, народ, - как я уже выше сказал, - не первой честности, но вежливый, предупредительные и в то же время полный сознания собственного достоинства. Таможенные австрийские чиновники в Границе корректны, сухи, но не придирчивы: досмотр делают, проходя через вагоны, охотно верят пассажирам на слово и не копаются в чужом белье.

…От многих людей, бывающих за границей, мне приходилось слышать об их первых впечатлениях на чужой земле. Почти все они утверждают, что и воздух, и небо – все равно за Волочиском, Вержболовым или Границей – и солнце, и земля как-то необыкновенно меняются, что в душу врывается какое-то странное ощущение легкости, свободы, бодрости и так далее и так далее. Я этим людям не могу верить. Моё же личное впечатление такое: кроме милых, гостеприимных, ласковых, щедрых, веселых, певучих итальянцев, все европейские люди – рабы привычных жестов, скупы, жестоки, вралишки, презирают чужую культуру, набожны, когда это понадобится, патриоты, когда это выгодно, а на своих детей смотрят как на безумную роскошь, непозволительную бедному человеку, ещё не достукавшемуся до сладкого звания рантье.

Глава 4. Вена

Мы были в Вене рано утром, что-то около шести-семи часов. Поезд наш очень долго двигали вперед верст на пять и обратно, между улицами, по обеим сторонам которых возвышаются огромные, казарменного типа, четырех- и пятиэтажные дома. Тут я заметил одну рассмешившую меня подробность: все окна домов были раскрыты настежь, и в каждом доме, почти на каждом окне, были навалены грудами матрасы, одеяла, простыни и подушки. И почти из каждого окна выглядывала миловидная девушка в кокетливом переднике и с таким маленьким чепчиком на голове, который не был бы впору даже среднего размера кукле. Несомненно, проветривать по утрам белье – вещь разумная и гигиеничная, но мне стало смешно от мысли, что я вдруг попал на какую-то международную распродажу постельного белья и разных интимных принадлежностей мужского и дамского туалета.

Вена – очень красивый город, в котором есть три достоинства и один крупный недостаток. Хорош в ней собор святого Стефана, прекрасны пильзенное пиво и заботливо оборудованные оранжереи в ботаническом саду. Но плохо то, что венцы беспощадно разрушают свою тысячелетнюю историческую Вену: скупают целыми участками старые улицы, милые, узкие, с высокими старинными домами, в самый жаркий день прохладные, и вместо них строят дома в очень фальшивом стиле венского ренессанса. Венцы все на одно лицо. Худощавые, стройные, на мускулистых ногах, и все они не ходят, а маршируют. И кажется, что любой из них готов с радостью надеть чиновничью одежду для того, чтобы хоть немножечко походить на офицера. Хотя, между нами говоря, храбрость австрийского войска нам давно уже известна. (А.И.Куприн Собрание сочинений в 9-ти томах, М. 1964г. том 9, стр. 175)

Краткая биография
Куприн Александр Иванович pодился в семье небогатого чиновника 26.8 (7.9).1870 года в г. Наровчат, ныне Пензенской области. 10 лет провёл в закрытых военных учебных заведениях, 4 года служил в пехотном полку в Подольской губернии. В 1894 году оставил службу, переехал в Киев и посвятил себя литературному труду (начал печататься в 1889 году). Ездил по стране, преимущественно по югу России, переменил множество профессий. С 1901 жил в Петербурге. В 1899 познакомился с А. П. Чеховым, в 1902 - с М. Горьким и группой писателей-«знаньевцев». В 1905 опубликовал в сборнике «Знание» лучшее своё произведение - роман «Поединок».
В годы реакции, после поражения Революции 1905-07, пережил творческий спад. Осенью 1919 Куприн находился в Гатчине, отрезанной от Петрограда белогвардейскими войсками генерала Юденича, откуда с семьей эмигрировал за границу, где провёл 17 лет (главным образом в Париже), испытывая постоянные материальные лишения и острую тоску по России. Весной 1937 года тяжелобольной, вернулся на родину. Умер 25.8.1938 года в г. Ленинграде (Санкт-Петербурге).
В историю отечественной литературы вошёл как автор повестей и романов: «Молох» (1896), «Олеся» (1898), «Поединок» (1905), «Яма» (1 ч. 1909, 2 ч. 1914-15), а также как крупный мастер рассказа: «В цирке», «Болото» (оба - 1902), «Трус», «Конокрады» (оба - 1903), «Мирное житие», «Корь» (оба - 1904), «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Гамбринус», «Изумруд» (оба - 1907), «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911), «Листригоны» (1907-11), «Чёрная молния», «Анафема» (оба - 1913) и др. В эмигрантский период написаны повести «Юнкера» (1928-32) и «Жанета» (1932-33), нескольких очерков и рассказов (последние - преимущественно по воспоминаниям).
Куприн принадлежал к плеяде писателей критического реализма. Большинство его произведений острогражданственны и злободневны: «Молох» - резкое обличение буржуазного «прогресса»; «Поединок» разоблачает царскую армию; «Яма» - попытка помочь современному обществу изжить язву проституции. В творчестве Куприна сказалось влияние Чехова, Горького и особенно Л. Н. Толстого. Художник правдивый и жизненно-конкретный, писавший только о том, что он сам видел, пережил и перечувствовал, он обращался своим творчеством к широкой демократической аудитории; в центре произведений обычно «средний» русский интеллигент - труженик, человек сердечный, совестливый, тяжко ранимый жизненными противоречиями; важное место в произведениях Куприна занимают колоритные образы простых людей из народа.
Писатель склонен к изображению психологии «групповой», «профессиональной», устоявшейся, часто встречающейся. Жизнелюбие, гуманизм, пластическая сила описаний, богатство языка делают Куприна одним из самых читаемых писателей и в наши дни. Многие его произведения инсценированы и экранизированы; они переведены на ряд иностранных языков. (По материалам Большой Советской энциклопедии http://bse.sci-lib.com)

Первый раз А.И.Куприн путешествовал по западным странам в апреле-июне 1912 года. Большую часть времени он провел в Ницце, побывал в Марселе, Венеции, Генуе, на Корсике, в Вене. Впечатления от поездки стали основой очерка "Лазурные берега", над которым он работал с мая 1912 года. Впервые очерк опубликован 2 июня 1913 г. в газете «Речь» № 148.

На главную

Hosted by uCoz