На главную

Мгновения вечности

В майские дни празднования 65-летней годовщины Дня Победы в Парадных залах Музея Российской Академии Художеств открылась выставка работ отечественных художников «Я тоже был на той войне». На ней представлено около 100 работ из фондов Научно-исследовательского музея (живопись, графика, скульптура), а также документы, фотографии, книги, афиши и пригласительные билеты периода 1941-1945 годов, хранящиеся в архивах Академии Художеств.

Словно луч прожектора высветил из прошлого трудные дни той войны, отдельные её эпизоды, судьбы и лица людей. Из этого многоликого разнообразия сложилась единая общая картины Победы в Великой Отечественной войне – её нравственная составляющая.

В работах художников – дух народа, его плоть, его кровь, его страдания и чаяния, напряжение сил и чувств, труд и терпение, устремленность к высшей цели. Представленные на выставке работы отличаются друг от друга размером, сюжетом, техникой исполнения, но есть у них всех единая внутренняя мелодия, наполненная любовью к своей стране, к своему народу, к величию их подвига.
«Сквозь прошлого перепитии
и годы войн и нищеты
я молча узнаю России
неповторимые черты». (Борис Пастернак)

Невозможно забыть небольшую работу Моисеенко Е.Е. «Женщина в черном». Увидишь – и навсегда запомнится это сухое, испепеленное горем женское лицо, узловатые пальцы, придерживающие черный платок у подбородка. Накал страданий передан художником с такой силой, что невольно принимаешь увиденное за откровение. Это скорбное женское лицо возведено в ранг обобщенного образа самой войны – страшной и жуткой в своей обнаженной реальности.

С мечом и огнем вторгся в Российские пределы враг, огнем и мечом он был изгнан. Отринув цивилизованные принципы взаимоотношений между государствами, нарушив заключенные международные соглашения, без объявления войны, гитлеровская Германия вероломно вторглась на территорию России, начав полномасштабные боевые действия. Государственная граница сразу стала огненной линией фронта. Ушла в невозвратимо-далекое прошлое спокойная мирная жизнь.
«Все в прошлом –
музыка и речь,
весна с её высоким небом,
страна с её вином и хлебом,
все то, что стоило беречь». (Елена Сойни)

Живописное полотно, созданное художницей Н.Г.Филипповой в 2009 году, называется «Прощание». Солдат с вещевым мешком за спиной перед дальней дорогой обнял на прощание жену. Последняя минута молчания. За ней –неизвестность. На столе осталась лежать половина буханки хлеба – гостинец, приготовленный бойцом для самого дорогого на земле человека. Рядом – керосиновая лампа, блики от огонька которой ложатся на женское лицо – бледное, тревожное.
«И сам не знаю, с чем прощаюсь… С чем-то,
чего не станет в следующий миг,
что взглядом удержать пытаюсь тщетно,
и только память спрячет в свой тайник». (Тайсто Сумманен)

А солдаты уже идут и идут по военным дорогам – сколько их? Получают повестки, приходят в военкоматы, узнают место назначения – и в путь, в страшную круговерть войны. В туманной пелене вечера нечетко проступают их силуэты, и только белок глаза одного из них неодолимо-страстно притягивает взгляд наполненностью бушующих чувств.

Художником А.В. Евтихиевым создана серия эстампов «Былое и думы», посвященная теме Великой Отечественной войны. Работа «…в серой шинели рядового шел солдат» - одна из них. На рисунке изображен простой русский солдат, каких не счесть было на войне. Труженик, боец, воин – пахарь ли, кузнец, плотник? Бог весть… Останется ли в живых, шагая по военным дорогам? Погибнет ли? Какая сила заставила его взять в руки оружие и встать в общий строй? Какие побуждения движут им? Война ярко показала – эта сила жива, действенна, могуча в народе, в его глубинных, скрытых от посторонних глаз, слоях. Именно она, эта сила – высокая, возвышенная, властная, - сплотила внутренним единством шагающих в строю солдат. Имя ей – любовь к Родине.



Моисеенко Е.Е. "Генерал Доватор" 1947г.

«Ревут возмездьем снайперские громы.
Все стало алым, дымным, снег и лед.
И нет пути иного к жизни, к дому,
как через кровь – четвертый год.

Родных, чужих – всех обручило горе.
Над ними звезды – искрами костров.
И в пепле боль такая, от которой
В набухших ранах каменеет кровь». (Леонид Резников)

На главную

Hosted by uCoz