На главную

Мгновения вечности

Великая наука История, без сомнения, оценит и выявит до мельчайших деталей события тех лет, но главное останется неизменным - наша Победа в противостоянии двух мировоззрений, двух систем мирового порядка. Она определила на многие десятилетия вперед развитие и будущую судьбу стран и народов Европы.


Вглубь страны из мест военных действий уходили женщины с нехитрым скарбом, с узлами, с грудными детьми на руках, с ребятишками у подолов юбок. И только одна тонкая ниточка соединяла сердца родных и близких – фронтовые письма.

«Письма с войны» - так называется серия работ художника А.А. Корольчука. Письма с войны – это радость и горе, это слезы и счастье, и боязнь, и боль.

«И все-таки у нас одна планета
И путь один.
Я напишу опять,
Что жду, как прежде, твоего ответа
И никогда не перестану ждать». (Елена Сойни)

Подростки и женщины пришли на заводы и фабрики, встав на смену ушедшим на фронт мужчинам. Долгие четыре года они жили с надеждой на их возвращение домой.

«Мечтаю я, как после ледохода,
Пройдет веселый тихий майский дождь.
И я приду на пристань к пароходу,
С которого по трапу ты сойдешь.

Я подойду, на шее вмиг повисну.
Шинель запахнет горькою травой.
И я в руках от счастья
Крепко стисну
Линялую пилотку со звездой». (Иван Костин)

Тематике войны посвящено много работ – книг, воспоминаний, мемуаров, картин, рисунков, музыкальных произведений. Создавая их, авторы стремились к отображению правды жизни во всех её проявлениях, наполненной красками, звуками, страстями, красотой, индивидуальным образом и характером.


Теплыми трогательными чувствами согрета картина художника Д.Г. Обозненко «Соловьиная ночь». Спят бойцы на привале, и только один из них, охраняя покой друзей, прислонился и березе, вглядываясь в лесную даль.

«Какая тишь! Вся сторона лесная
До зорьки погрузилась в забытье.
Я о былом сегодня вспоминаю
И слушаю молчание твое.

…Здесь духом рощ и трав пропитан воздух,
А над заливом плещется закат,
И из воды задумчивые звезды
В мои глаза из прошлого глядят». (Иван Костин)

Мы не знаем имен людей, изображенных на картинах художников, но верим в правдивую реальность изображенных на них событий. Эти люди – не знатные полководцы, известные военные начальники, не великие деятели эпохи того времени. Но все они – полномочные представители своего народа и с достоинством, достойным королей, занимают почетное место в благодарной памяти потомства.

"Дед выйдет в новой вышитой рубахе
Ко дню рожденья сына своего…
За дальней далью,
Где-то возле Праги,
Есть обелиск.
Цветы вокруг него.
И тополя над ним листву качают,
Как колыбель.
И шорохи слышны…
А на Руси на севере страны,
Старик рожденье сына отмечает -
мальчишки, не пришедшего с войны.
…Листва взметнется над волною чистой.
И упадет звезда на мир ночной…
Лежат в земле советские танкисты
Под вечною гранитною броней". (Виктор Потиевский)

Узнаем ли мы когда-нибудь имя повара, что с таким ловкостью накладывает кашу в подставляемые котелки и миски в одном из тихих городков Западной Европы? Наверное, нет… Задумался ли этот солдат – а сыты ли его дети?

Эпизод военной жизни, запечатленный на картине художника Чекалина В.Ф. «Солдатская кухня», наполнен мыслью другого, более высокого уровня. Рядовое событие военной поры перешло в разряд трудных философских вопросов.

Немецкие солдаты отправляли русских детей в концлагеря и возводили себя в ранг благодетелей, устанавливающих на земле иной, лучший порядок. Кормить кого-то кашей за счет солдатского пайка не входило в их планы. Свое питание каждый человек, даже ребенок, должен заработать.

Солдаты Красной Армии не занимались решением трудных проблем философии. Они видели счастливые лица ребятишек, бережно держащих в руках наполненные котелки и миски, и не требовали ответной благодарности. Кто в этой ситуации прав? Что всё-таки первично – нравственность или расчет? Или грубая сила? Какова цель жизни человека на земле – сделать себя, любимого, счастливым или сделать счастливыми других? Умственные размышления не могут бесконечно лавировать между двух маяков. Выбор делает каждый человек. И народ.


Пономаренко О.Г. "Победа" 1974г.
«Что же такое «мы»?
Мы – из лесов безбрежных.
Мы – из блокадной тьмы.
Мы – из стихов сгоревших.
…Мы от свинцовых розг
падали в снег с разбега.
Но – поднимались в рост,
звонкие, как победа!
Как продолжение дня
шли тяжело и мощно…
Можно убить меня.
Нас убить невозможно!» (Р.Рождественский)

Каждая картина, представленная на выставке зрителям, - яркий штрих в народной памяти о Великой Отечественной войне и каждая отмечена признательностью посетителей выставки.

На главную

Hosted by uCoz