Академик живописи с Ижорских заводов


К.Брюллов "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" 1821г.
Государственный Русский музей

В 1821 году Совет Императорской Академии Художеств предложил ученикам класса исторической живописи на выпускной экзамен представить картину по теме: "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского". Библейская тема наполнена глубоким философским смыслом. В двух километрах на юго-восток от Мамре, где согласно Библии жил Авраам, "...в полуденный зной, подошли три путника. Авраам радушно принял гостей, не подозревая, что это ангелы. Один из них предсказал Аврааму, что у него родится ребенок. В скором времени пророчество сбылось – у жены Авраама Сарры родился сын, которого назвали Исаак" (Быт. 18; 1-16).

Академические профессора требовали от своих воспитанников предельной завершенности исполнения. Главным художественным достоинством картины признавалась ее морально-нравственная направленность, особенно это касалось картин исторических живописцев. Цель искусства обозначалась профессорами Академии Художеств, как пробуждение благородных чувств во имя совершенства идеала.

В числе учеников выпускного класса уже ярко блистала звезда молодого Карла Брюлло (позднее - Брюллова). Его ученическая работа "Нарцисс, смотрящий в воду", вызвала много похвал. Но не обошлось и без критики. Тень, упавшая на ноги юноши, расценивалось некоторыми педагогами, как серьезное нарушение строгих живописных канонов.

Карл Брюллов родился в семье, где все имели художественное образование, и отец мальчика, академик живописи, с малых лет требовал от сына упорной работы над рисунком. Хорошая домашняя подготовка, учеба в Воспитательном училище при Академии художеств с 10-ти летнего возраста, сильные художественные традиции семьи - все это давало надежды на получение первой золотой медали, дающей право на пенсионерскую поездку для поездки в Западную Европу для совершенствования мастерства.
Был ли кто-нибудь в группе выпускников, кто мог вступить с ним в борьбу за золотую медаль?

Да, был. Имя ему - Андрей Сухих.

Андрей Акимович (Якимович) Сухих родился в 1798 году "в Ижорских заводах", как сказано в метрическом свидетельстве. Сын чиновника. С 1808 года учился в Воспитательном училище при Академии Художеств (вместе с Карлом Брюлловым) сначала за собственный счет, а после открывшейся вакансии - за счет казны.

Петербургская Академия художеств была одним из лучших образовательных учебных заведений России. Педагогический коллектив Академии, в годы учебы в ней Андрея Сухих, состоял из лучших художников страны, в ней преподавали Андрей Иванов, А. Егоров и В. Шебуев. В Академический Совет входили С. Щукин, О. Кипренский, Ф. Алексеев и другие.

Обучение в Воспитательном училище длилось 6 лет. Еженедельно ученик обязан был представить дежурному профессору рисунок с натуры, кроме того существовали ежемесячные и полугодовые экзамены. Система образования в Академии художеств неуклонно требовала от учеников рисунков сначала с оригиналов, затем с гипсов и, наконец, с натуры. Это позволяло добиваться безукоризненного владения рисунком.

В декабре 1816 года Андрей Сухих получил свою первую серебряную медаль "за архитектурную композицию", как сказано в решении Совета. Через 4 года им снова получена первая серебряная медаль и тоже "за архитектурную композицию". На выпускной экзамен молодой художник, как и Карл Брюллов, и остальные члены выпускной группы (И.И.Бельский, И.Дурново, Д.Жигалов,М.Марков, П.Мейер) представил свою работу "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Маврийского".

Совет Академии своим решением наградил Карла Брюллова первой золотой медалью, в Андрея Сухих - второй. В этот же день художник получил еще одну награду - первую серебряную медаль за рисунок с натуры и аттестат окончания Академии Художеств "со шпагою".

После окончания курса обучения в Академии художеств Андрей Сухих продолжал совершенствовать свое мастерство. В 1827 году после представления в Академию двух портретов (мужского и женского) он был признан назначенным в академики, а в 1830 г. получил звание академика за картину "Улисс на острове нимфы Калипсо". (Сборник материалов по истории Академии Художеств под ред. Петрова т.1).

Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона (С-Пб, 1890—1907) несколько дополняет эти сведения: "Сухих Андрей Якимович (1798—1843) — исторический живописец и портретист, в 1808 г. был принят в Императорскую Академию художеств своекоштным воспитанником, а с 1811 г. учился в ней на казенный счет. Ближайшим его наставником был В. К. Шебуев. В 1821 г. за картину "Явление Аврааму трех ангелов у дуба Мамврийского" был удостоен малой золотой медали и выпущен из Академии с аттестатом 1 степени. В 1827 г. за несколько портретов признан назначенным в академики, а в 1830 г. получил звание академика за картину "Улисс на о-ве нимфы Калипсо" (нах. в музее Акад. худ.). Занимался преимущественно церковною живописью, уроками рисования и реставрациею картин. Его кисти принадлежит, между прочим, несколько образов в Александровском православном соборе в Варшаве".

Всезнающий Интернет также вложил свою лепту в воссоздание биографии художника (http://dic.academic.ru): "Сухих Андрей Якимович — исторический и портретный живописец, родился в Ижорских заводах 10 августа 1798 г., умер в 1873 г. Сын чиновника, С. в 1808 г. поступил в Петербургскую академию художеств, где обучался живописи под руководством профессора Я. К. Шебуева. В 1817 и 1820 гг. С. получил малую и большую серебряные медали, в 1821 г. малую золотую медаль за рисунки с натуры и в этом же году выпущен из академии художеств с аттестатом 1-й степени. В 1827 г., по двум представленным портретам, мужскому и женскому, С. был признан назначенным в академики, а в 1830 г. возведен в звание академика по исполненной программе: "написать картину, изображающую Улисса на острове Калипсы, который, сидя на берегу и взирая на Понт, сетует об отечестве своем". С. занимался, главным образом, церковною живописью и уроками рисования, а также реставрациею картин. Ему, между прочим, принадлежат несколько образов в Александровском православном соборе в Варшаве. (А. Сомов, "Картинная галерея Императорской академии художеств. I. Каталог оригинальных произведений русской живописи", Спб , 1872 г. ; Петров, "Сборник материалов для истории Императорской Академии Художеств за сто лет ее существования", СПб., 1864—1866 г.)

В Российском государственном историческом архиве имеется очень интересное дело, которое имеет простое скромное название "О награждении художника Сухих" (ф.789 оп.20 д.53), в которое входит всего несколько листков. В этих документах сообщается "об исходатайствовании Высочайшего повеления на причисление к сословию художника 14 класса Якова Залесского и о Всемилостивейшем награждении художника Сухих (за поднесение Ея Величеству Государыне Императрице Елизавете Алексеевне картины) золотыми часами". Документ датирован 06 декабря 1820 года. Текст на следующем листе уведомляет о том, что данная картина передана училищу женского патриотического общества.

Ходатайство не осталось без ответа. "...В награду сего отличного труда г. Сухих и для поощрения его к дальнейшим успехам, Её Величеству было угодно пожаловать ему золотые часы". Российская императрица щедро наградила создателей своего портрета.

Энциклопедический справочник "Святыни Петербурга" сообщает, что Андреем Сухих написаны иконы воинской церкви (церкви Михаила Архангела при лейб-гвардии Московского полка на Большом Сампсониевском проспекте), церкви при Демидовском учебно-воспительном учреждении (наб. Мойки, 108). Имеются архивные данные о том, что им же написана икона Николая Чудотворца для штаба Ревельского порта. К сожалению, это все, что удалось отыскать. Ни одной картины художника найти не удалось, поэтому поиски продолжаются.

Nev! Новые сведения о художнике А.А.Сухих

На главную

Hosted by uCoz