На главную |
||
Вена в произведениях и письмах Н.А.Некрасова |
||
И.Н.Крамской Портрет поэта Н.А.Некрасова Государственная Третьяковская галерея (http://art-catalog.ru) |
Толстому Л.Н. 22 августа (3 сентября) 1856 г. Вена. "Любезный Лев Николаевич, Несказанно был я доволен и тронут, получив ваше последнее письмо, накануне отъезда моего из Петербурга. Ответить оттуда не успел, но оно со мной и здесь, еще раз я его перечел и с любовью думал о вас. Весь Ваш Н. Некрасов". |
|
Евдокия Яковлевна Панаева в своих "Воспоминаниях" (Исправленное издание под редакцией и с примечаниями Корнея Чуковского «Academia» Ленинград 1927г.) описала подробности заграничной поездки Н.А.Некрасова: |
||
Я опасалась, что Некрасов, по незнанию иностранных языков, встретит немало затруднений добраться до Вены; но он благополучно совершил путешествие и уморительно рассказывал, как объяснялся в отелях и на железных дорогах. (В примечании: Собираясь за границу, Некрасов писал: «Пугает меня (мое) безъязычие», — т.е. незнание иностранных языков. Но на деле все обошлось благополучно. Прибыв за границу, Некрасов писал: «Вот выгодно не знать ни одного языка: я заговорил на всех вдруг. Как — это другое дело! Но понимают, причем нужно соблюдать только одно правило: держать кошелек постоянно открытым»). |
||
Климат Италии действительно благотворно повлиял на Некрасова. В Риме мы встретили много русских знакомых, между прочим поэта Фета с больной сестрой и П.М.Ковалевского с женой. У Ковалевского по вечерам постоянно собирались русские художники, жившие в Риме. Путешествие Некрасова нашло отражение в замечательных строках стихотворения "Железная дорога": |
||
Вена. Собор Святого Стефана |
"Был я недавно в стенах Ватикана, ................................ ...Да не робей за отчизну любезную... Вынесет всё - и широкую, ясную |
|
Краткая биография Некрасов Николай Алексеевич родился 28.11(10.12).1821 года в местечке Немиров, ныне Винницкой области. Детские годы прошли в с. Грешнево (ныне с. Некрасово) близ Ярославля, в имении отца. В 1832—37 учился в Ярославской гимназии. В 1839—1840 годах был вольнослушателем Петербургского университета. В 1840 г. опубликовал сборник ещё незрелых стихов «Мечты и звуки», встреченный суровой рецензией В. Г. Белинского и уничтоженный самим автором. С 1840 года начал сотрудничать в театральном журнале «Пантеон...», с 1841 года — в «Литературной газете» и «Отечественных записках». В 1842—1843 годах сблизился с Белинским и его кружком. Его стихи наполнились социальным содержанием («В дороге», «Родина»). Талант Некрасова как редактора и организатора литературных сил развернулся в «Современнике»; даже в годы политической реакции после 1848 г. сумел многое сделать, чтобы отстоять демократическое направление журнала. В это время были опубликованы романы «с продолжением» («Три страны света», 1848—49гг., и «Мёртвое озеро», 1851 г., совместно с А. Я. Панаевой, которая стала его женой). В период общественного подъёма середины 50-х гг. Некрасов поручил руководящую роль в журнале Н. Г. Чернышевскому и Н. А. Добролюбову. Своей энергией, редакторским опытом и тактом, умелой, хотя изнурительной, борьбой с цензурой Некрасов сделал возможным появление на страницах журнала яркой публицистики и критики. «Только благодаря его великому уму, — вспоминал Чернышевский, — высокому благородству души и бестрепетной твердости характера я имел возможность писать, как я писал» (Полное собрание соч., т. 15, 1950, с. 793). На рубеже 60-х гг. развернулось дарование Некрасова, как народного поэта, сатирика, обличителя «верхов», заступника угнетённой деревни. Идейное общение с «новыми людьми» в «Современнике» помогло окончательно сложиться его убеждениям, создать выдающиеся произведения («Поэт и гражданин», «Размышления у парадного подъезда», «Песня Ерёмушке», «О погоде», «Плач детей»). В 1856 вышел сборник Некрасова «Стихотворения». Стихи («Дума», «Похороны», «Калистрат») и поэмы («Крестьянские дети», 1861; «Коробейники», 1861; «Мороз, Красный нос», 1863) согреты неподдельной любовью к русскому крестьянину. К этому времени исключительно вырос авторитет Некрасова в русском обществе, особенно среди передовой молодёжи и революционных деятелей, считавших его первым русским поэтом. Когда правительство начало открыто преследовать революционеров (1866) и журналу «грозил неумолимый рок», Некрасов сделал отчаянную и бесполезную попытку его спасти: он выступил со стихами на обеде в честь М. Н. Муравьева. Это была ошибка («звук неверный»), в которой поэт горько раскаивался до последних дней жизни («Прости меня, о Родина! прости!...»). В 1868 году Некрасову удалось взять в свои руки «Отечественные записки». Он опубликовал здесь главы поэмы «Кому на Руси жить хорошо», поэмы о декабристах — «Дедушка» (1870) и «Русские женщины» (1872—73), сатиру «Современники» (1875—76). Последние годы жизни Некрасова, проведённые в напряжённом творческом труде, заботах о журнале, в общественной деятельности, были омрачены тяжёлой болезнью. Умер Некрасов 27.12.1877 года (8.1.1878) в Петербурге. Многие стихи Некрасова ещё при жизни поэта стали народными песнями, которые поются доныне («Коробушка», «Меж высоких хлебов...» и др.). Русские композиторы охотно писали музыку на его тексты: М. П. Мусоргский («Калистрат», «Песня Ерёмушке»), Ц. А. Кюи («Молодые», «Сват и жених», «Внимая ужасам войны», «Катерина»), С. И. Танеев («Бьётся сердце беспокойное»). Созданы литературно-мемориальные музеи Н.А.Некрасова: Музей-квартира в Санкт-Петербурге (с 1946) и Музей-усадьба в с. Карабиха Ярославской области (с 1947). |
||
На главную |