Высокое предназначение сказки

Сказка - единственный фольклорный жанр, перешедший в литературу в своем целостном внутреннем единстве. Главной ее особенностью является наличие выдуманного мира, мира, которого нет, никогда не было и быть не может. И ребенок, и взрослый осознают обязательность этого условия и принимают его с удовольствием, так как они получают пространство для безграничной фантазии и создают в сказке собственный внутренней уклад, в котором чувствуют себя свободно и уверенно. Возникает вопрос - а зачем нужны литературные произведения, в которых описывается то, чего никогда не было?

В ответ надо сказать, что литература в целом, как вид искусства, не является документальным отражением реальной жизни. В любом изложении она только ее подобие. Литературное произведение - это всегда произвольное отображение действительности и сказка здесь не исключение.

В древности слово обладало чародейной силой и его звучание, а позднее написание, считалось волшебным, сказочным, способным творить чудеса, отводить злые силы, преображать окружающий мир. Борясь за существование, находясь во власти могучих сил природы и чувствуя себя в полной зависимости от них, человек пытался объяснить происходящие события, как влияние мифических богов и созданий. Совершенствуясь в духовном поиске, он стремился к познанию мира и именно сказка предоставляла возможность для развития творческой мысли.

Рассказывание сказок - любимое занятие дедушек и бабушек, передающих свои знания, опыт житейскую мудрость внукам. Поколение уходящее напутствует поколение нарождающееся, идущее вслед, при этом приключенческо-игровая форма изложения сказочного сюжета способствует глубокому усвоению ребенком основных морально-этических норм общественного уклада жизни.

Великие сказочники, такие как Эрнст Теодор Гофман, Ханс Кристиан Андерсен, Шарль Пьерро утверждали, что человек создан для мира светлого, доброго, гармоничного, бесконечно далекого от мелочной меркантильности и стяжательства. Они создавали "сказки жизни" и выдуманные герои их произведений становились беспощадными судьями окружающей действительности.

Есть у сказок и другая особенность.

"Литературная сказка активизируется в периоды значительных историко-культурных переломов, когда меняется духовная ориентация общества" - подробное литературоведческое подтверждение этой мысли, высказанной исследователем фольклора Липовецким М.Н., можно найти в работе профессора Петрозаводского университета, заслуженного деятеля культуры Российской Федерации Неелова Е.М. "Современность, если принять ее как единое целое в мировом масштабе - пишет он в своей статье "Сказка и действительность", - занятая сугубо практическими делами, почему-то не желает оставить в покое сказку, как будто чувствует, что она мешает ей". Волшебный мир сказки с его понятиями добра и зла, верой в благородство и справедливость, искренним желанием помочь убогому и обездоленному плохо совмещается с миром реальной действительности, с прагматичностью и расчетливостью коммерческих сделок. В дополнение нужно добавить, что сказка - всегда сплав народной культуры, а бизнес - интернационален. В этом противостоянии духовных устремлений к совершенству и материальных интересов одно неизбежно должно подчинить себе другое.

Повышенный интерес, проявляющийся в последние годы к литературному творчеству, говорит о поиске точек соприкосновения сказочного мира с миром реальным, о возможности их соединения. И не только о возможности - о необходимости. Нельзя допустить потери главного общемирового богатства - сказки. Ибо дети - наше будущее и от того, насколько глубоко впитают они главные нравственные идеалы, насколько прочно сохранятся в их сердцах лучшие народные традиции, зависит будущее всего человечества. Во имя этого пишутся сказки. В этом - их высокое предназначение.

Доклад подготовлен для выступления на Фестивале детской литературы, проходившем в г. Умео.

На главную

Hosted by uCoz