На главную

Письма Д.И. Фонвизина из Вены

Вена, 23 января (3 февраля) 1787.

Уже давно, матушка сестрица Федосья Ивановна, не имею я от тебя и ни от кого из моих ближних ни одной строки. Пожалуйте, пишите почаще и побольше, а мы во ожидании весны живем помаленьку в Вене.
...Благодарю Бога, я великую имею надежду к выздоровлению. Руке, ноге и языку гораздо лучше, и я стал толще. Ожидаю Клостермана; он видел меня в Москве и увидит здесь; следственно, лучше всего он сравнить может тогдашнее мое состояние с настоящим. Ласкаюсь, что найдет он превеличайшую разность.
...Мы здесь в пансионе у одной женщины, которая показывает нам многие одолжения и которая за обед и ужин берет с нас очень умеренно.

По написании сего получил я письмо твое, в котором ты, матушка, беспокоишься о редкости моих писем, но я всякий месяц пишу по крайней мере два раза; кажется, матушка, это гораздо чаще, нежели вы ко мне пишете.

...Писать, матушка, больше нечего. С нетерпением ожидаю весны, чтобы уехать из Вены, где мне очень надоело и где очень скучно. «Впрочем, благодарю бога, что имею с кем разделить скуку, ибо моя Катерина Ивановна делает все, что может, для моего успокоения. Прости, матушка. Всем нашим поклон. Анне Алексеевне наше почтение».

Вена, 11 (22) февраля 1787.

Письмо твое, матушка сестрица Федосья Ивановна, «от 4 января» я получил. Здесь сегодня последний день масленицы, и мы отправляем великий пост. ...Впрочем, матушка, ожидаю весны, чтоб скорее поехать к водам, на которые полагаю мою надежду. Бог милостив! Неужели мне суждено вечно оставаться в настоящем состоянии. Все мои здешние приятели уверяют меня в моем выздоровлении.
На сих днях едет отсюда прямо в Москву князь Михаиле Петрович Голицын с гувернером своим господином Экелем. С сим последним посылаю коробок, адресованный на имя дядюшки Матвея Васильевича. В сем коробке положены четыре мои портрета восковые: один для дядюшки, другой для графа П. И., третий для тебя, матушка; четвертый, гипсовый, для сестер. Мне хотелось, чтоб вы имели идею: каков я теперь; а портрет очень похож.
Благодарю бога, кажется становлюсь я гораздо лучше. Клостермана ждем. Как скоро его в Италию отправим, так скоро, немедля, поеду в Карлсбад. Оттуда всегда и регулярно будете иметь уведомление об успехе, с которым принимать буду тамошние воды. «Послезавтра буду исповедоваться. У всех вас, как и должно, прошу христианского прощения всех наших пороков».

(Эти и следующие письма из Вены и Карлсбада написаны не рукой Фонвизина. В кавычки заключены фразы, написанные им самим).

Краткая биография
Фонвизин Денис Иванович родился 3 апреля (14) 1744 или 1745 года в богатой дворянской семье в г. Москве. В 1755–62 годах учился в гимназии при Московском университете. В 1762 определился переводчиком в Коллегию иностранных дел и переехал в Петербург. В 1763–69 годах служил секретарём кабинет-министра И. П. Елагина. В 1760-е гг. окончательно сформировалось просветительское мировоззрение Фонвизина: он выступал за всеобщее обучение, за постепенное – по мере «просвещения» – освобождение крестьян. Его идеал политического устройства – просвещённая монархия. Фонвизин переводил с немецкого языка «Басни нравоучительные» (1761) датского просветителя Л. Хольберга, с французского языка – трагедию Вольтера «Альзира, или Американцы» (1762), трактат «Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина» (1764–66). В этот период писатель создал и первые оригинальные произведения: «Послание к слугам моим Шумилову, Ваньке и Петрушке» (опубл. 1769) и нравоописательную бытовую комедию «Бригадир» (1768–69, опубл. 1792–95).

В 1769 году Фонвизин стал секретарём руководителя Коллегии иностранных дел Н. И. Панина, с которым его сближали оппозиционное отношение к правительству Екатерины II, ненависть к фаворитизму, убеждённость, что России нужны «фундаментальные законы». В 1777–1778 годах Фонвизин посетил Францию; его письма к П. И. Панину составили «Записки первого путешествия» (опубл. в 1800-х гг.), где дана яркая картина общенационального кризиса предреволюционной Франции. В 1781 году Фонвизин написал своё самое значительное произведение – комедию «Недоросль» (пост. 1782, опубл. 1783), в которой изобразил жизнь в доме помещиков Простаковых с её нелепыми обычаями, как систему отношений, основанных на крепостничестве, показал отрицательное влияние крепостничества на формирование личности. ...Комедия Ф. оказала значительное влияние на развитие русского реалистического театра, на творчество И. А. Крылова, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского.

В 1782 году Фонвизин вышел в отставку, решив полностью посвятить себя литературному труду. В 1783 году он опубликовал ряд сатирических произведений: «Опыт российского сословника», «Повествование мнимого глухого и немого», а также «Несколько вопросов, могущих возбудить в умных и честных людях особливое внимание», на которые с раздражением ответила сама императрица. В дальнейшем попытки Фонвизина выступить в печати пресекались Екатериной II: в 1788 году ему не разрешили издать пятитомное собрание сочинений и журнал «Друг честных людей, или Стародум» (входившая в журнал сатира «Всеобщая придворная грамматика» распространялась в списках). Напечатать (анонимно) Фонвизину удалось лишь повесть «Каллисфен» (1786). Последние годы жизни Фонвизина был тяжело болен. В 1789 году он начал писать «Чистосердечное признание в делах моих и помышлениях» (неокончено, опубл. 1830); видимо, к 1790 году относится набросок комедии «Выбор гувернёра». Фонвизин – один из крупнейших представителей русского просветительского реализма, создатель первой русской национальной комедии, «друг свободы», по определению А. С. Пушкина. Умер 1(12).12.1792 года в Петербурге. (По материалам Большой Советской энциклопедии http://bse.sci-lib.com)

На главную

Hosted by uCoz